Что это такое ?
После перенесённых заболеваний нередко возникают когнитивные нарушения. Их наличие не только снижает эффективность лечения и реабилитации, ухудшает прогноз восстановления, но и снижает качество жизни больного. Чтобы быстрее восстановиться, требуется когнитивная реабилитация. Она направлена не только на устранение дефектов, но и адаптацию к жизни при необратимых когнитивных нарушениях.
Медицинская справка
Когнитивные (т.е. познавательные) функции:
• внимание (понимается возможность человека поддерживать нужный для познания уровень психической активности);
• восприятие (возможность построения на основании информации, которая поступает в мозг от органов чувств, цельные образы и представления);
• гнозис (подразумевается возможность понимать формируемые образы и связывать их с категориями разума);
• память (возможность запомнить, хранить и воспроизводить предоставленную информацию);
• интеллект (понимается возможность совершать действия с усвоенной информацией, т.е. выполнять анализ, сопоставление, оценку, обобщение, применять при решении задач);
• речь (подразумевается способность общаться посредством символической знаковой системы, т.е. языка);
• праксис (возможность формирования и включения в деятельность двигательных навыков, выстраивания, заучивания и автоматизации последовательности движений).
Под когнитивными нарушениями понимается снижение памяти, умственной работоспособности и иных когнитивных функций. Сравнение производится с индивидуальной нормой.
Появляются в результате:
• локального повреждения мозга;
• декомпенсации предшествующей церебральной болезни;
• развития острой энцефалопатии.
Симптоматика:
• ухудшение концентрации внимания;
• дефекты управляющих функций в лице снижения интеллектуальной гибкости (проявляется инертностью, персеверацией) и когнитивного контроля (появляется импульсивность);
• конструктивная диспраксия;
• брадифрения;
• нарушение памяти в части неполноты воспроизведения.
Медико-социальная значимость отклонений заключается в снижении работоспособности больного и возникновении проблем с бытовой и социальной адаптацией.
Основы когнитивной реабилитации
Основывается на раннем систематичном подходе, приведенном в школах Анохина, Выготского, Лурии и других.
Базовые принципы:
• стимулировать естественное восстановление психики;
• тренинг отдельных дефектных когнитивных функций и знакомых бытовых действий;
• помощь в компенсировании недостатка некоторых когнитивных функций и ограниченных бытовых навыков;
• применение компенсаторного оборудования и помощи третьих лиц;
• преобразование и структуризация окружающей среды.
Мы используем два подхода в когнитивной реабилитации.
Первый направлен на тренировку нейродинамических параметров и мышления, с помощью аппаратов для стимуляции нейродинамических параметров по методу биологической обратной связи (БОС).
Второй подход – это развивающие занятия с постепенным дозированным усложнением программы.
Комплекс занятий на развитие интеллекта включает:
• когнитивную гимнастику;
• когнитивный тренинг;
• психологические и поведенческие коррекционные методики коррекции, где усилия в основном направлены на улучшение сна, духовное состояние при помощи специальных психологических практик;
• психотерапевтические методики;
Когнитивная гимнастика
Это комплекс специальных физических упражнений, в том числе координационных движений и элементов точечного самомассажа. Они помогают установить связь между кинестетической, визуальной, оптико-моторной и аудиальной системами. Упражнения условно разделены на группы:
1. Общеразвивающие.
2. Направленные на развитие координации (телесные).
3. Для растягивания мышечных тканей тела (растяжки).
4. Для повышения энергии тела и релаксации.
Показания к когнитивной гимнастике – когнитивный дефицит, снижение внимания и ухудшение памяти. Противопоказания – нет вербального контакта с пациентом, имеется тотальная афазия, общее самочувствие плохое.
Когнитивный индивидуальный или групповой тренинг
Каждое занятие содержит разнообразные и различные между собой упражнения. При составлении программы учитываются индивидуальные предпочтения и динамика лечения. Это помогает не только снять психологическую напряженность, но и повысить коммуникабельность и настроение участников.