Нейропсихологическая диагностика - это исследование с помощью набора заданий и упражнений особенностей процессов восприятия, памяти, внимания, мышления, речевых и общих двигательных способностей, а также поведения, в целом, для выявления областей головного мозга, работа которых отклоняется от нормативного состояния.
Зачем детям проводятся нейрофизиологические, психофизиологические исследования?
Начнем по порядку.
Нам регулярно приходится сталкиваться с тем, что родители проблемного ребенка проведя многочисленные исследования, получают заключения, что «структуры мозга не изменены», а ребенок отличается в развитии, много капризничает, быстро раздражается или устает, существуют и другие крупные и мелкие проблемы. Вот это уже рабочая область физиологии, поскольку речь идет о нарушении правильной работы мозга.
Физиология – наука о том, как работают органы и системы организма, как положено или с отклонениями. Поскольку цель диагностики – это изучение актуальных и потенциальных возможностей нервной системы человека и оказание необходимой помощи для развития и коррекции, областью практических интересов стали те разделы физиологии, которые ближе всего к нашей цели – нейрофизиология, психофизиология и нейропсихология. Эти науки изучают механизмы нервных процессов, в том числе тех, которые участвуют в обеспечении различных психических функций – восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.
Чтобы цель была достигнута необходимо решить две задачи:
- Сначала провести диагностику процессов, свойств и состояний нервной системы для того, чтобы определить с какими нарушениями (дисфункциями) в этой деятельности мы имеем дело;
- Затем разработать программу (лечебно-коррекционный маршрут) помощи ребенку.
Как же мы это делаем?
Первый шаг –– необходимо определить специфику нарушенных функций, т.е. определить структуру психического дефекта. Другими словами нужно получить ответ от психолога: «Это ребенок не может или не хочет?»
Ответ нам даст процедура нейропсихологической диагностики. Нейропсихологическая диагностика, используя знания нейроанатомии и нейропсихологии, определит, какие области мозга отвечают за какие психические процессы, где эти связи прочны, а где нарушены, что является системообразующим дефектом.
Итак, мы определили с какой проблемой имеем дело, и по логике следующим шагом является разработка комплекса мероприятий, позволяющих справится с последствиями нарушений нервной системы. Это разработка новой тактики коррекции. Новизна заключается в том, чтобы используя передовые научные достижения найти другой путь, отличный от традиционного, но не дающего результата.
И что в итоге?
Для пациентов с нарушенным вниманием и гиперактивностью, аутизмом, речевыми нарушениями, трудностями обучения, страхами, эмоциональными и другими расстройствами используются методы аппаратной коррекции. Это многофункциональный аппаратный комплекс биологической обратной связи (БОС). Часто БОС используются в комплексе с психолого-педагогическими и логопедическими методами и как дополнительные к основному лечению.
Для чего нужна нейропсихологическая диагностика?
При определении занятий и лечения каждому родителю нужна определенность: «Скажите прямо, что нам делать и что будет дальше». Любой специалист при этом будет говорить о сложности проблемы, вероятностном характере развития, влиянии скрытых факторов и т.п.
Когда развитие ребенка идет не по благополучному сценарию важно установить баланс между влиянием нарушений в деятельности мозга и физиологическими резервами детского организма. Для этого проводится нейропсихологическая диагностика. В результате чего мы узнаем, какие проблемы пройдут по мере созревания структур мозга, другие станут незаметными при правильном режиме распределения нагрузок и толковом воспитании, решение третьих проблем неизбежно требует медицинского лечения и участия психолога, а с какими проблемами следует научиться жить.
Специалист по нейропсихологической диагностике - педагог-психолог Бойко Елена Леонидовна.